Нетрадиционный метод в зачетной системе проверки знаний, умений и навыков учащихся по физике. Учитель физики Кузнецов Г. А. Важным элементом процесса обучения школьников является проверка знаний, умений и навыков. Ею определяется результативность и эффективность обучения. В процессе проверки знаний учащихся открываются большие возможности для творческого совершенствования процесса обучения. Поскольку проверка, как действенное средство за прочные и осознанные знания, способствует развитию речи и мышления школьников, их интереса к учению. Недостатки традиционных форм и приемов проверки знаний, к которым можно отнести индивидуальную и фронтальную устные проверки знаний учащихся, могут быть устранены проведением зачетов, как обобщающих и повторительных методов обучения. Вызов для индивидуального устного ответа «слабого» ученика сопровождается рядом проблем, таких, как сложность удержать внимание остальных учащихся класса на должном уровне, сдержать нетерпение «сильных» учеников, часто сопровождающееся критическими замечаниями по отношению к неуверенному в собственных силах отвечающему материал урока. К тому же «такой ответ» сопровождается прямой потерей времени. Во фронтальной проверке знаний «слабые» участвуют также неохотно. Эти проблемы можно успешно решить при проведении зачетных уроков, на которых каждому учащемуся предоставляется возможность показать свои знания в щадящем самолюбие ребенка режиме. Кроме этого, необходимость проверки знаний основных положений темы после ее изучения обусловлена, во-первых, тем, что учащиеся к моменту текущей проверки еще не до конца усваивают учебный материал, и во-вторых, тем, что изучив все вопросы темы, учащиеся начинают воспринимать ранее изученное с новых позиций, лучше понимают взаимосвязь физических явлений. Отбор тем для зачетного урока определяется значимостью учебного материала для познания физики. Подготовка учащихся к повторительно-обобщающему уроку начинаются с первого урока по данной теме, на котором сообщаются вопросы зачетного занятия. Для снятия психологического напряжения при проведении зачета, необходимо вводить игровые моменты, такие, как элементы соревнования за право ответить первым на поставленный вопрос. В связи с чем, зачетное занятие делится на несколько этапов. На первом, на вопросы отвечают желающие, как правило «сильные» ученики, заинтересованность в ответе которых объясняется желание раньше других получить итоговую оценку по данной теме. «Слабые» же учащиеся получают дополнительную возможность повторить материал зачетного занятия. Три исчерпывающих ответа или шесть существенных дополнений ученика обеспечивают ему оценку «отлично», а также возможность получить еще одну оценку за индивидуальное задание, например, за решение задачи. Таким образом, при ответах «слабых» учащихся «сильные» заняты другой работой. Первый этап заканчивается при однократном чтении вынесенных на зачетное занятие вопросов. На втором этапе задаются вопросы тем, кому не хватило правильных ответов для получения положительной оценки. И на третьем этапе работа идет с теми, кто не решился поднять руку для ответа на вопросы. Как правило, зачетное занятие по такой схеме проходит в очень высоком темпе, при максимальном внимании со стороны учащихся. Для создания более увлекательных ситуаций на уроке-зачете можно, например, вводить дополнительные требования такие, как ограничение времени на ответ. Дополнительные новшества, нестандартные условия при использовании методического приема активируют познавательную деятельность учащихся. |